Этические нормы при общении с человеком в инвалидном кресле
Люди в инвалидных колясках нуждаются в особом внимании, когда вы встречаете их в общественных местах — будь то кафе, парк, магазин, гостиница или любое другое пространство. В общении с ними важно соблюдать общепринятые морально-этические нормы: проявлять уважение, человечность, терпимость и вежливость. Кроме того, здесь крайне важен индивидуальный подход к каждому.
В данной статье собраны рекомендации, которые позволят вам выстраивать эффективное общение, соблюдая права и достоинство людей в инвалидных колясках, а также покажут вас как воспитанного и тактичного человека.
- Когда вам нужно о чем-то спросить или что-то сказать человеку на инвалидной коляске, обращаться нужно всегда именно к нему самому, а не к сопровождающему его лицу.
- При знакомстве с таким человеком, ему нужно подать руку. Ответить на ваше рукопожатие можно, даже если у человека протез или ему трудно двигать руками. Ограничений здесь нет, можно пожать и правую, и левую руку. Не стоит хлопать человека в коляске по плечу или по спине.
- Инвалидная коляска и другие технические средства передвижения — это не только личная собственность, но и часть приватного пространства человека. Любые действия с ними (передвижение, использование) требуют обязательного согласия владельца. Пожалуйста, не перемещайте коляску без разрешения, не облокачивайтесь на неё, не кладите руки на подлокотники или ручки. Эти простые правила помогают сохранить комфорт и личные границы.
- Всегда спрашивайте человека в коляске, нужна ли ему помощь, и как именно вы можете помочь. Действуйте только после получения четкого согласия. Такой подход показывает уважение к личным границам и помогает избежать неловких ситуаций, сохраняя достоинство и самостоятельность человека.
- Обращаться к взрослому незнакомому человеку на инвалидной коляске можно только на «вы» и по имени-отчеству. К ребенку можно обратиться по имени. Обращаться на «ты» можно только к хорошо знакомым людям.
- Если вам доверили везти коляску, начинайте движение аккуратно — даже небольшой толчок может нарушить равновесие, а коляска легко набирает скорость. Помните: толкать её ногами можно только с согласия человека в коляске.
- Планируя поход в общественное место с человеком на коляске, заранее проверьте его доступность: есть ли пандусы, лифты, достаточно ли широкие дверные проемы, нет ли высоких порогов или других барьеров.
- Если в компании есть люди на инвалидных колясках и предполагается общение или совместный прием пищи, важно создать комфортные условия для всех. Разговаривать удобнее, когда лица собеседников находятся на одном уровне — человеку в коляске не придётся запрокидывать голову. Поэтому здоровым участникам стоит присесть, чтобы общение было равным и непринуждённым.
- Если человек пользуется протезами или специальными приспособлениями в повседневных делах (например, во время еды), реагируйте на это спокойно и естественно — как если бы это было обычной частью жизни. Избегайте излишнего внимания или комментариев, чтобы не создавать неловкости.
- Если человек испытывает трудности в речи, нужно слушать его терпеливо, не перебивать, не торопить и не договаривать за него. Контролируйте свои эмоции, соблюдайте культуру общения и не создавайте неловких ситуаций.
Рекомендуемые статьи
Одежда играет особую роль в повседневной жизни больного. Она дает чувство комфорта и защищенности. Смена одежды на чистую – это один из наиболее приятных моментов дня, когда человек может почувствовать себя аккуратным и свежим. Лежачих и малоподвижных пациентов приходится часто переодевать, т.к. никто не застрахован от неприятностей во время еды, питья и других процедур. Обычная одежда может представлять определенные трудности, некоторым пациентам бывает трудно просунуть руки и голову в горловину и рукава. Кроме этого обычная одежда может быть грубовата для нежной или поврежденной кожи.
Подробнее..
Если подобного опыта у вас нет, на первых порах у вас возникнет множество вопросов о том, как правильно осуществлять уход за пожилыми лежачими больными, пациентами с деменцией, болезнью Паркинсона и другими нейродегенеративными заболеваниями, ведущими к частичной или полной потере способности к самообслуживанию.
Однако есть общие правила и рекомендации, соблюдая которые, вы сможете быстрее адаптироваться к новым для вас условиям. Обобщенный опыт ваших предшественников даст вам возможность почувствовать себя более уверенными, правильно расставить приоритеты и насколько это возможно облегчить, а вернее даже, не усложнять себе задачу, стремясь преуспеть везде.
Подробнее..
Адаптивная одежда создана специально для людей с ограниченными возможностями, учитывая их потребности. Она помогает решить множество бытовых сложностей: предотвращает случайное снятие одежды или подгузника, облегчает гигиенические процедуры, упрощает переодевание и защищает швы от повреждений.
Подробнее..