Нарушение когнитивных способностей — неизбежный процесс старения организма. Но как возрастные снижения памяти, так и начальные проявления деменции и других заболеваний, связанных с поражением головного мозга, поддаются коррекции.
В программу восстановления памяти и коррекции когнитивных функций входит несколько составляющих: это и прием медицинских препаратов, нацеленных на устранение сердечно-сосудистых нарушений, изменение диеты и образа жизни. Особое место в этой схеме уделяется специальным лечебно-профилактическим упражнениям, в частности упражнениям для тренировки памяти.
Учеными разных школ неоднократно было доказано, что постоянная интеллектуальная деятельность играет ведущую роль в профилактике развития деменции, снижая риски ее возникновения. Более того, специально подобранные в соответствии со стадией заболевания упражнения способны замедлить развитие деменции.
Вот перечень рекомендаций по организации занятий с пациентами:
- Упражнения должны быть тщательно отобраны по стадии заболевания, сложности выполнения и соответствовать особенностям состояния пациента;
- Длительность занятия не должна превышать 15-30 минут, но они обязательно должны быть регулярными.
- Выбирайте нескучные, неутомительные, а наоборот, динамичные и интересные вам самим упражнения, которые позволят не только оказать терапевтический эффект, но и будут являться частью занимательного досуга.
- Упражнения для одного занятия должны включать в себя элементы для тренировки разных способностей — словесные, графические, легкие и трудные.
- Обязательно поощряйте больного, который показывает результаты, возвращайтесь к более трудным заданиям, стимулируйте любую когнитивную активность.
Примеры упражнений:
- Пациенту даются картинки с изображениями привычных вещей, обладающих теми или иными функциями — стол, телевизор, самолет, подушка и т. п. Задача пациента — назвать функцию предмета, описав как можно более подробно.
- Произнести/записать названия 10 цветов, 10 видов птиц, 10 овощей, 10 мужских имен, 10 предметов мебели и т. п.
- Пациенту предлагается ряд слов, например, злой, сухой, твердый, слабый, красивый и т. п. и ставится задание подобрать к ним слова с противоположным значением.
- Объяснение значений известных пословиц и поговорок. Пациенту предлагается попытаться объяснить смысл и ситуации, в которых будут уместны те или иные высказывания и поговорки, например, С волками жить – по-волчьи выть. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит. Соловья баснями не кормят. Сытый голодного не разумеет. У семи нянек дитя без глазу.
- Нужно взять любой текст из той области, которая может быть интересна пациенту и случайным образом исключить из него некоторые прилагательные, существительные или глаголы. Затем больной должен попытаться заполнить пропуски, подобрав подходящие по смыслу слова.
- Составить рассказ по картинке. Как бы не казалось, что это детское упражнение, оно хорошо тренирует логику, последовательность, умение выбрать главное и второстепенное, соотнести зрительный образ со словами.