Возрастные изменения когнитивных способностей и нарушения функционирования мозга в целом тесно связаны не только с физиологическими процессами, происходящими в мозге, но и с социально-психологическим фактором.
Невозможность сосредоточиться, ухудшение кратковременной памяти, замедление мышления, ухудшение способности ориентироваться, быстро реагировать на события, ухудшение координации, логики, эмоциональной сферы — все это приводит к тому, что человек, удрученный явными изменениями, впадает в уныние, изолируется от общества, замыкается в себе, перестает стремиться к чему-то новому и даже забрасывает старые увлечения.
Однако, для пожилых людей социальная адаптация, а именно, освоение новой социальной среды, является одним из важнейших средств профилактики быстрого и необратимого ухудшения когнитивной сферы, и прежде всего, памяти. Освоение новых видов деятельности, продление желания и способности к общению, интересный досуг и активные способы времяпрепровождения отодвигают фактическую старость на всех уровнях, от эмоционального до физиологического.
Если ухудшение памяти уже ярко выражено или пожилой человек находится в стадии реабилитации после перенесенных заболеваний, в программу реабилитации можно и нужно включать такие виды деятельности как:
Разные виды активного досуга: занятия творчеством, рукоделием, интеллектуальные игры, праздники, участие в мероприятиях, экскурсии, поездки.
- Библиотерапия. Недорогой, повсеместно доступный способ социальной реабилитации людей с нарушениями памяти заключается в чтении специально подобранной литературы. Деятельность полезно организовать в формате читательского клуба, где у группы пожилых людей, есть возможность обсудить произведение, устроить конкурс чтецов, тренинги, упражнения и соревнования на скорочтение, встречи с авторами, беседы и т. п. Чтение, обсуждение и соревнования стимулируют мыслительные процессы, а также удовлетворяют информационную потребность человека, способствуют качественному общению в компании единомышленников. В качестве предмета для чтения хорошо выбирать биографии известных людей, автобиографии, переписку известных личностей, воспоминания, книги, основанные на реальных событиях. Возможно, кого-то из участников таких мероприятий это вдохновит на занятия литературным творчеством, что также является хорошей терапией и профилактикой возрастных изменений памяти и других когнитивных способностей.
- Арттерапия. Различные техники рисования, подобранные с учетом возрастных особенностей, способствуют снятию напряжения, расслаблению, позволяют ощутить радость творчества, восстанавливают утраченные навыки и функции, возвращают способности к трудовой и образовательной деятельности, удовлетворяют потребности в общении, так как занятия чаще всего проходят в группах. В процессе рисования в той или иной технике пожилые люди заново учатся соотносить зрительные образы с моторикой, воплощать звуковую информацию, развивают мышление.
- Музыкотерапия. Прослушивание разных по направлению, но подобранных с учетом уровня подготовки музыкальных произведений, способно благотворно влиять на настроение, снимать напряжение, вдохновлять на двигательную или иную активность. Слушание музыки можно рассматривать как отдельный вид деятельности, а можно совмещать с другими видами реабилитационных мероприятий, например, физическими упражнениями, арттерапией и т. п. Также можно использовать не только прослушивание музыки, но и пение, что благотворно будет воздействовать на когнитивную сферу, так как способствует постоянному умственному и психическому напряжению.