При первых признаках болезни Альцгеймера, при генетической предрасположенности, а также уже и на стадии обнаружения болезни, пациентам показаны упражнения, которые стимулируют когнитивную деятельность. Они чрезвычайно полезны не только в качестве одного из методов профилактики и лечения деменции, но также их выполнение решает и другие важные задачи:
- позволяет вам проводить больше времени с больным родственником, так как вам придется заниматься поиском, подбором упражнений, подготовкой материалов, объяснением, что от человека требуется для выполнения того или иного задания, контролем за правильностью выполнения. Естественно, делать это нужно мягко, с позитивным настроем и тогда у вас всегда будет о чем поговорить со своим родственником и он не будет чувствовать себя одиноким;
- позволяет обеспечить лежачему или все еще активному, но ограниченному в бытовых и социальных действиях пациенту разнообразный досуг. Каждый день даже лежачей или малоподвижной жизни, помимо процедур и кормления, нужно чем-то занимать, и интеллектуальная деятельность и упражнения — это не совмещение приятного с полезным.
- позволяет поднять лежачему пациенту общий тонус и настроение, так как правильно подобранные, посильные задания, которые он будет успешно выполнять, позволят ему ощутить большую уверенность в себе.
Итак, вот подборка наиболее эффективных упражнений для больных деменцией:
- Поиск лиц среди предметов, начать нужно с самого легкого варианта, постепенно переходя на более сложные;
- Таблицы Шульте. Это таблицы, в которых в произвольном порядке расположены цифры от 1 до 24. Задача больного — отыскать их по порядку за максимально короткий промежуток времени;
- Пальцевая гимнастика. Пальцы тесно связаны с мозгом, поэтому пальчиковая гимнастика для взрослых, выполняемая регулярно, способна хорошо стимулировать память. Кроме этого она улучшает и подвижность пальцев.
- Таблицы со спрятанными в мешанине букв словами по тематике, например, овощи, фрукты, одежда и т. п.
- Заучивание наизусть — стихи, поговорки, устойчивые выражения;
- Расположение предметов, понятий в последовательности (месяцы, числа, буквы и т. п.);
- Исключение «лишнего» понятия или предмета из множества связанных единой тематикой.
- Раскладывание множества предметов по цветам в контейнеры;
- Распределение перемешанных между собой геометрических фигур по форме.