Человеку с болезнью Альцгеймера требуется помощь в повседневной жизни. Базовые навыки ухода и творческий подход помогут вам сделать жизнь близкого человека проще и позитивнее.
Человеку с болезнью Альцгеймера требуется помощь в повседневной жизни. Базовые навыки ухода и творческий подход помогут вам сделать жизнь близкого человека проще и позитивнее.
Создайте распорядок дня
Планирование дня имеет большое значение и для больного и для того, кто за ним ухаживает. Оно позволяет тратить меньше времени на то, чтобы решить, что делать в каждый конкретный момент, и больше времени на полезные и приятные мероприятия. К тому же известный распорядок психологически дает человеку чувство контроля, которого ему так не хватает, и вместе с ним ощущение комфорта. Человек с болезнью Альцгеймера как правило не может самостоятельно организовать свой день. Лучше всего помочь ему в этом постепенно подстраивая порядок процедур и действий и экспериментируя. Таким образом вы составите индивидуальный план, удобный и вам и больному. Перед составлением вашего первого распорядка подумайте над следующими вопросами:
- Что человек любит и что не любит делать? Учитывайте, что интересы и результативность деятельности могут меняться изо дня в день.
- Какие у него интересы, способности, сильные стороны?
- Как он привык проводить свой день?
- В какое время дня он чувствует себя лучше всего?
- Сколько времени требуется для еды, купания и одевания?
- Какое время наиболее комфортно для пробуждения и отхода ко сну? (особенно если есть проблемы со сном)
- Какие спонтанные мероприятия доставляют человеку удовольствие?
Учтите в вашем списке следующие повседневные задачи:
- Время приема пищи
- Уход за собой
- Творческая деятельность (музыка, искусство, ремесла)
- Домашние хлопоты
- Интеллектуальная деятельность (чтение, головоломки)
- Физические упражнения
- Общение
- Духовное развитие
Не стоит расписывать все по минутам. Убедитесь, что в составленном распорядке остается достаточно времени для спонтанных, незапланированных событий. Человек с болезнью Альцгеймера нуждается в сбалансированности активной деятельности и покоя, и вполне возможно, что ему потребуются более частые перерывы и более разнообразные задачи, чем вы спланировали вначале. По ходу прогрессирования болезни и изменения потребностей и способностей больного, старайтесь адаптировать распорядок плавно и гибко с учетом происходящих изменений.
Пример распорядка дня (для ранней и средней стадии)
Утро
- Умыться, почистить зубы, одеться
- Приготовить и съесть завтрак
- Выпить кофе, побеседовать
- Обсудить статью в газете или посмотреть старые фотографии и повспоминать
- Сделать небольшой перерыв
- Сделать вместе какое-нибудь полезное дело
- Погулять или поиграть в активную игру
День
- Приготовить и съесть обед
- Помыть посуду
- Послушать музыку, разгадать кроссворд, посмотреть телевизор
- Погулять, навестить друга или покопаться в саду
- Сделать небольшой перерыв
Вечер
- Приготовить и съесть ужин, прибраться на кухне
- Посидеть вместе за чашкой чая
- Поиграть в карты, посмотреть фильм или сделать массаж
- Принять ванну, подготовиться ко сну, почитать книгу
Если вы видите, что человеку скучно, он отвлекается или становится раздражительным, переключите его внимание на что-то другое или сделайте небольшой перерыв. Не так важно то, чем занят человек или какой результат приносит его деятельность, как радость и чувство удовлетворенности, которые он от этого получает.
Ваш подход
- Помогите начать. У большинства людей с болезнью Альцгеймера еще есть энергия и желание что-то делать, но может не хватать умения спланировать, организовать, и начать выполнять поставленную задачу.
- Предложите поддержку. В начале деятельности человеку может понадобиться ваша помощь, чтобы показать, как это делать и объяснить последующие простые шаги.
- Сосредоточьтесь на процессе, а не результате. Не имеет значения, ровно ли сложены полотенца, куда важнее, что человек чувствует себя полезным.
- Будьте гибкими. Когда человек утверждает, что он не хочет что-то делать, причиной может быть его неуверенность или страх сделать неправильно. Не заставляйте. Если человек настаивает на том, чтобы сделать что-то по-другому, не настаивайте, пусть сделает, как хочет, потом переделаете.
- Помогайте с трудными задачами. Если вы готовите, и человек не может измерить ингредиенты, помогите. Однако будьте осторожны, не делайте все сами.
- Осторожнее в постановке задач. Если вы попросите человека сделать открытку, он или она не сможет и не захочет этого сделать. Но, если вы скажете, что вы хотите отправить другу красивую открытку, чтобы пожелать ему выздоровления или пригласить в гости, человек может с удовольствием вам помочь.
- Не критикуйте и поправляйте. Если человек делает что-то безвредное, даже если это что-то кажется вам незначительным или бессмысленным, похвалите.
- Поощряйте самовыражение. Включайте в распорядок действия, которые позволяют человеку применить творческий подход. Это может быть живопись, музыка или беседа.
- Разговаривайте. Пока вы чистите обувь, загружаете стиральную машину или готовите обед, говорите с человеком о том, что вы делаете. Даже если он не может ответить, ему, скорее всего, приятно ваше общение.
- Подстраивайте деятельность под поведение. Если человек проводит рукой по столу, дайте ему тряпочку и попросите вытереть стол. Или, если человек двигает ногами по полу, включите музыку, чтобы он его движения были ритмичны.
- Попробуйте еще раз попозже. Если что-то не работает, может быть, вы просто выбрали не в то время суток или задача слишком сложна. Повторите попытку позже или немного измените деятельность.