Поэтому тому, кто ухаживает за человеком с диагнозом болезнь Альцгеймера или старческая деменция, необходимо позаботиться об организации разнообразных видов деятельности, которые должны иметь следующие направленности:
Когнитивные. Упражнения на развитие памяти, внимания, логики в доступной форме и подобранные сообразно состоянию больного позволят замедлить угасание деятельности мозга, а также позволят дольше чувствовать реальность и не уходить в пограничное сознание.
- Адаптивные. Больной должен как можно дольше ощущать связь с окружающей действительностью. Необходимо создавать ему такие условия, чтобы он продолжал ощущать себя частью этой действительности, мог взаимодействовать с ней, но при этом, чтобы это взаимодействие было позитивным и безопасным. Для прогулок нужно подбирать соответствующий маршрут и формат, помощь по дому должна осуществляться с использованием адаптивных предметов, деятельность должна быть посильной, но в то же время не искусственной, а имеющей смысл и значение.
- Доставляющие радость и позитивные эмоции. Для каждого больного с учетом его предыдущих вкусов и увлечений нужно подобрать один или несколько видов деятельности, которые доставляют ему радость. Для кого-то это может стать раскрашивание, сенсорная деятельность, уход за растениями, контакты с животными, музыка и т. п. Главное — занятие должно быть посильным настолько, чтобы не будить в человеке чувство беспомощности, злости на себя, вины и растерянности. Его необходимо мягко вести и направлять.
Вот перечень несложных занятий, которые по силам выполнить человеку на ранней или даже средней стадии деменции, которые могут доставить ему удовольствие сами по себе или осознанием, что он продолжает оставаться полезным для общества и близких. Помните, что каждое занятие должно быть в первую очередь безопасным:
Помыть фрукты и овощи, вытереть их. Лучше всего для этой цели использовать таз с теплой водой, пациент при этом должен сидеть. Можно перемешать плоды и попросить разобрать их по видам, размеру, цвету, это будет дополнительной стимуляцией когнитивных процессов.
- Месить тесто, формовать и выпекать несложные кондитерские изделия. Тактильный контакт с тестом, запахи специй стимулируют рецепторы, пробуждают ассоциации и воспоминания, а результат процесса приносит радость и гордость за свои труды.
- Вытереть столовые приборы, рассортировать их по видам в ящике.
- Сложить белье, разобрать носки по парам, к этому занятию также можно добавить задание на сортировку. Можно совмещать подобные занятия с когнитивной деятельностью, например, спросив — сколько полотенец, сколько пар носков получилось и т. п.
- Полив комнатных растений, очищение их от увядших листьев, прищипывание верхушек и другие несложные мероприятия.
- Прогулки по тем местам, где можно рассматривать растения, животных, интересные объекты.
- Прослушивание музыки, которая благотворно влияет на деятельность мозга и нервную систему, при условии, что она правильно подобрана.
- Просмотр телевизора, но с условием подбора правильных передач. Те, где нужно постоянно следить за ходом мысли или событиями не подойдут, окажутся слишком сложными для восприятия и вызовут раздражение. Можно включать записи концертов, балета, фигурного катания или любимого вида спорта, программы про животных, репортажи о путешествиях.